Резолюция Конгресса Национальной Медицинской Палаты «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения»
18 Январь 2018 - 15:26:20

Конгресс Национальной медицинской палаты «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения» проведен совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации при участии Общероссийского народного фронта. Более 3000 участников Конгресса из всех регионов страны за три дня его работы приняли участие в более чем 30 тематических круглых столах и конференциях, заслушав 252 выступления. Каждое из мероприятий Конгресса завершалось внесением предложений в его Резолюцию, что позволило сформировать консолидированное мнение медицинской общественности страны по комплексу тех мероприятий и изменений, которые сегодня необходимы системе российского здравоохранения. Всего было сформулировано 316 предложений, над которыми работала редакционная комиссия, и которые были приняты на заключительном пленарном заседании Конгресса.

Сегодня мнение и голос Национальной медицинской палаты имеют важнейшее значение для развития отрасли. К авторитетному мнению крупнейшего объединения медицинских работников страны, за вступление в которое проголосовали врачи всех 85 субъектов Российской Федерации, прислушиваются не только в России, но и за рубежом. В октябре 2017 года Национальная медицинская палата была избрана в состав Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) – крупнейшей неправительственной международной организации, объединяющей национальные медицинские ассоциации из 114 стран и представляющей интересы более 9 млн. врачей мира. В этой организации врачебное сообщество России представляет только НМП.

Конгресс подтвердил, что охрана здоровья населения – важнейшая задача, предусмотренная Конституцией Российской Федерации, определяющей наше государство как социальное. Для решения этой задачи необходим целый комплекс мер различного характера, включая политические, экономические, правовые, социальные, медицинские, профилактические, противоэпидемические, научные, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, а также на предупреждение и лечение заболеваний.

Основой российского здравоохранения служат принципы, разработанные Н.А. Семашко еще в 1918 г. и дополненные в последующем. Этими принципами являются бесплатность, общедоступность, профилактическая направленность, санитарная грамотность населения, государственный характер здравоохранения, единство медицинской науки и практики и др. Действительно, трудно оспаривать то, что большинство этих принципов соответствует требованиям граждан в отдельности и общества в целом в деле организации и оказания медицинской помощи.

Основными приоритетами охраны здоровья населения в Российской Федерации являются:

  • соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • приоритет охраны здоровья детей;
  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • доступность, качество и приближение медицинской помощи, в том числе и специализированной, к населению;
  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • соблюдение врачебной тайны.

Участники Конгресса подтверждают, что под системой здравоохранения Российской Федерации понимается совокупность органов управления здравоохранением, медицинских организаций, в том числе осуществляющих частную медицинскую и фармацевтическую деятельность, функционирующих как единое целое в целях организации охраны здоровья граждан и оказания им профилактической, диагностической, лечебной, восстановительной медицинской помощи. Как и любая другая, система здравоохранения должна обладать внутренней структурой, единством внутренних связей своих элементов и внешней обособленностью. Таким образом, с учетом общности целей и взаимосвязи элементов государственное, муниципальное и частное здравоохранение должны в совокупности рассматриваться, как единая система здравоохранения Российской Федерации.

Бесплатная медицинская помощь населению оказывается в соответствии с программой государственных гарантий, принимаемой в каждом субъекте Российской Федерации на основании федеральной программы, включая базовую программу обязательного медицинского страхования. При этом федеральные органы государственной власти устанавливают целевые показатели потребления медицинской помощи по конкретному перечню заболеваний в разрезе профилей и уровней ее оказания, нормативы финансовых затрат на единицу объема оказания медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи и другие параметры Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с программой государственных гарантий гражданам бесплатно предоставляются первичная медико-санитарная помощь, специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, скорая медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь.

Заслушав и обсудив на заседаниях круглых столов и конференций вопросы современного состояния российского здравоохранения, участники Конгресса констатируют:

1. Здравоохранение Российской Федерации в течение последних 25 лет находится в постоянном процессе реформирования, причем некоторые нововведения в прошлом не были предварительно обсуждены с профессиональным сообществом.

2. Нагрузка на врачей первичного звена во многих государственных медицинских учреждениях вместо научно-обоснованных показателей поставлена в зависимость от фактической потребности населения, что в условиях нехватки врачей приводит к перегрузке, физическому и психологическому истощению со всеми вытекающими из этого последствиями и исходу врачей в частный сектор.

3. Благодаря титаническим усилиям всего медицинского сообщества на фоне недостаточности финансирования и кадрового дефицита удалось:

  • Восстановить в России профилактические осмотры и диспансеризацию.
  • Пересмотреть всю линейку профессиональной подготовки медицинских работников с введением системы аккредитации специалистов.
  • Впервые добиться увеличения средней продолжительность жизни россиян до 72 лет.

Только за 10 месяцев 2017 года снизить смертность населения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,3%, что составило 12,5 случаев на 1000 населения (10 месяцев 2016 г. – 12,8) и позволило сохранить на 34,8 тысяч человеческих жизней больше, чем годом ранее.

Впервые уровень смертности от злокачественных новообразований достиг показателя 194,8 на 100 тыс. населения, смертность от новообразований снизилась на 2,1% .

На 9,4% (95,3 на 100 тыс. населения) снизилась смертность от внешних причин: от ДТП – на 7,5%, случайных отравлений алкоголем – на 19,3%.

За последние 8 лет смертность от туберкулеза снизилась более чем на 62%.

Младенческая и материнская смертность достигли самых низких значений за всю историю нашей страны; смертность детей за период с 2012г. по 2015 г. снизилась более чем на 30%.

В 2016 году в регионы направлено 2154 автомобиля скорой медицинской помощи класса В и 113 реанимобилей; в 2016 году показатель 20-минутного доезда скорой медицинской помощи был обеспечен в 88,3% случаев, а при ДТП – в 94%; в рамках приоритетного проекта активно развивается санитарная авиация.

Антитабачная и антиалкогольная пропаганда позволили сократить потребление табака почти на треть, а среди несовершеннолетних – почти в 3 раза; потребление алкоголя на душу населения в Российской Федерации с 2004г. по 2016г. сократилось с 20,3 л до 10,3 л.

Увеличилось число лиц, активно занимающихся физкультурой и спортом, приверженных здоровому питанию.

Разработана и внедряется геоинформационная система, содержащая информацию обо всех 156 тыс. населенных пунктах, численности проживающего в них населения, транспортной инфраструктуре, включая 75 тыс. медицинских организаций и их структурных подразделений.

По итогам 2016 года оснащены компьютерным оборудованием более 470 тыс. рабочих мест врачей, или 78% от необходимого количества; к концу 2018 года все больницы и поликлиники должны быть подключены к единой государственной информационной системе.

В 2016 году был создан федеральный сегмент многоуровневой системы телемедицинских консультаций; до конца 2018 года будут внедрены регламенты оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий и настроена работа многоуровневой системы по основным медицинским профилям – от ведущих федеральных учреждений до региональных организаций первого и второго уровней.

Из 554 медицинских объектов, построенных и введенных в 2016 году, 420 составили новые ФАПы, 55 – офисы врачей общей практики; проведен ремонт на более чем в 2,6 тыс. медицинских объектах, из них в более чем 630 ФАПов и 88 офисах ВОП; доля сельских медицинских подразделений, требующих капитального ремонта, сократилась за год более чем на 20%.

В 2016 году функционировало уже более 10 тыс. домохозяйств, способствующих оказанию медицинской помощи жителям малонаселенных территорий, что на 10,5% больше, чем годом ранее, и работало более 3,5 тыс. мобильных медицинских бригад (годовой прирост составил 13%).

По данным Росстата, с 2012 года среднемесячная заработная плата врачей, среднего и младшего медицинского персонала увеличилась соответственно более чем на 48%, 46% и 75%; по итогам первого полугодия 2017 года в целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата врачей составила 52,9 тыс. рублей, среднего медицинского персонала – 29,4 тыс. рублей и младшего медицинского персонала – 19,3 тыс. рублей; с учетом рекомендаций Минздрава России регионы продолжили работу по совершенствованию систем оплаты труда, ориентированных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55–60%.

В 2016 году зафиксировано увеличение числа врачей, участвующих в оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе специалистов по дефицитным специальностям: «Онкология» – на 597 чел., или 9,3%, «Анестезиология-реаниматология» – на 1184 чел., или 4,0%, «Рентгенология» – на 478 чел., или 3,0%, «Патологическая анатомия» на 95 чел., или 3,2%.

Программа «Земский доктор» позволила за весь период привлечь на село более 25 тысяч врачей; за время реализации расширялся ее территориальный охват, увеличивался предельный возраст участников программы; при участии Национальной медицинской палаты внесены поправки в действующее законодательство и программа продлена; в 2018 году при сохранении преемственности отдельных концептуальных положений программы планируется расширить территорию действия программы на моногорода с населением до 50 тыс. человек и включить в программу должности фельдшеров с размером единовременной компенсационной выплаты 0,5 млн руб.

В здравоохранении реализуются более 100 проектов ГЧП с общим объемом привлекаемых инвестиционных средств более 60 млрд. рублей; в 2016 году к реализации программы государственных гарантий было привлечено в 4 раза больше частных медицинских организаций, чем в 2010 году, их доля в общем числе медицинских организаций выросла с 7,6% до 29%.

Проведённая ранее модернизация позволила резко повысить диагностические и лечебные возможности российского здравоохранения.

4. Существенные преобразования происходят в системе подготовки медицинских кадров, включая внедрение системы аккредитации специалистов на основании профессиональных стандартов, приведение образовательных стандартов в соответствии с профессиональными стандартами, внедрение новых подходов к подготовке клинических рекомендаций и протоколов лечения и непрерывному медицинскому образованию.

5. В постоянном развитии находится система обязательного медицинского страхования, которая, по мнению медицинского сообщества, еще весьма несовершенна и имеет целый ряд недостатков.

6. Отмечается положительная динамика в консолидации медицинского сообщества и высокая степень готовности к переходу на саморегулирование профессиональной деятельности.

7. Активно развивается негосударственный сектор российского здравоохранения.

Однако следует признать, что в настоящее время профессиональное сообщество практически исчерпало все возможности дальнейшего улучшения результатов своей деятельности. Для разработки и внедрения аккредитации, современной системы допуска к профессии, улучшения медицинского образования, включая систему непрерывного медицинского образования, мотивирующей к улучшению качественных результатов работы системы квалификационных категорий, не говоря о поддержании оборудования, в том числе импортного, в должном состоянии, необходимо серьёзное дополнительное финансирование. Истечение нормативного срока эксплуатации, рост стоимости расходных материалов, отсутствие достаточных средств для ремонта оборудования, полученного в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» и по программам модернизации здравоохранения, обусловливают выход его из строя, что ставит под угрозу возможности системы здравоохранения по оказанию своевременной и качественной медицинской помощи.

Известно, что уменьшение доли государственного финансирования в ВВП ведёт к повышению смертности и ухудшению общих показателей здравоохранения.

Системе российского здравоохранения необходимо серьёзное дополнительное финансирование для обеспечения бездефицитности программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, разработки тарифов оказания медицинской помощи на основе утвержденных федеральных стандартов ее оказания. Финансового обеспечения требуют также разработка и внедрение аккредитации – современной системы допуска к профессии, улучшение медицинского образования, включая систему непрерывного медицинского образования, мотивирующего к улучшению качественных результатов работы специалистов.

Кроме того, сохраняются проблемы, которые сдерживают поступательное развитие здравоохранения, снижая условия, доступность, качество получаемой населением медицинской помощи:

  • Отсутствие в России единой вертикально интегрированной государственной системы управления здравоохранением.
  • Отсутствие системы саморегулирования профессиональной медицинской деятельности.
  • Недостаточное финансирование.
  • Нехватка медицинских кадров по численности и квалификационному уровню и отсутствие государственного плана исправления ситуации.
  • Волюнтаристские решения о закрытии или перепрофилировании медицинских организаций при оптимизации здравоохранения без предварительного обсуждения с профессиональным медицинским сообществом, пациентскими организациями и населением.
  • Неудовлетворенность пациентов и врачей практической реализацией системы ОМС.
  • Отсутствие системы страхования рисков врачебной деятельности, а также медицинской деятельности при оказании медицинской помощи.
  • Отсутствие утверждённой удобной, понятной и бесплатной для врачей системы непрерывного медицинского образования, как основы поддержания профессионального уровня.
  • Недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение медицинских высших учебных заведений.
  • Неприятие медицинским сообществом понятия «Услуга» при оказании бесплатной медицинской помощи и отсутствие четкого разграничения понятий «Медицинская помощь» и «Услуга» в медицинской деятельности.
  • Необоснованность повышения заработной платы за счет кадровой «оптимизации» и постоянно повышающейся доли фонда зарплаты в медицинских организациях, ставящей под угрозу их функционирование; расходы на оплату труда в медицинских организациях бюджетной сферы доходят до 75–80%, что ограничивает возможность полноценного обеспечения лечебно-диагностического процесса (медикаменты, питание больных, расходные материалы и т.д.).

Участники Конгресса решили обратиться по главным проблемам, которые необходимо решить в первую очередь, к Президенту страны, в Государственную Думу Федерального Собрания, в Правительство РФ и профильные министерства.

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

1. При принятии бюджета учесть необходимость повышения доли государственного финансирования здравоохранения в валовом внутреннем продукте (ВВП) до 5% к 2020 году.

2. Внести поправки в федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

2.1. Принять положение о первом рабочем месте врача, получившего образование на бюджетной основе, с обязательным соблюдением социальных гарантий.

2.2. Дополнить главой о саморегулировании профессиональной медицинской деятельности в сфере здравоохранения.

2.3. Для устранения противоречий в толковании содержания понятий «экспертиза качества», «контроль качества», «оценка качества», «запланированный результат», «степень достижения запланированного результата» сформулировать точное определение и использование указанных терминов.

2.4. Разграничить понятия «клинические рекомендации» и «протоколы лечения».

2.5. Дополнить разделом, регулирующим вопросы генно-инженерных манипуляций, приводящих к наследуемым генетическим изменениям, в том числе генно-инженерных манипуляций с эмбрионами человека.

2.6. Внести поправки в статью 17, направленные на конкретизацию обязательств органов власти муниципальных образований по созданию условий для оказания медицинской помощи и профилактики заболеваний.

2.7. Дать определение понятия «ложный вызов скорой медицинской помощи» и рассмотреть возможность привлечения к административной ответственности за необоснованный (непрофильный) вызов скорой медицинской помощи в виде штрафа или оплаты такого вызова в виде регрессного иска страховой медицинской организации к вызывавшему.

2.8. Дополнить статью 76 подразделом «ст.76.1. Независимая профессиональная экспертиза», при этом предусмотрев, что:

2.8.1. Независимая профессиональная экспертиза – исследование, направленное на анализ медицинской помощи, которая была оказана пациенту, в том числе, оценку своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, с выявлением дефектов оказания медицинской помощи, их последствий, а также возможной причинно-следственной связи между выявленными дефектами оказания медицинской помощи и развившимися последствиями для состояния здоровья гражданина.

2.8.2. Независимая профессиональная экспертиза проводится медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, указанными в частях 3 и 5 статьи 76 настоящего Федерального закона, в соответствии с правилами, устанавливаемыми ассоциацией (союзом) медицинских профессиональных некоммерческих организаций. 2.8.3. Независимая профессиональная экспертиза проводится по заявлению физического лица (его законного представителя, иного уполномоченного представителя) или медицинской организации за счет средств заявителя.

2.8.4. После смерти пациента независимая профессиональная экспертиза проводится по заявлению супруга (супруги) или близких родственников умершего (родители, дети, усыновители, усыновленные, бабушки, дедушки, внуки), а также медицинской организации, если гражданин при жизни не запретил проводить такую экспертизу и (или) не определил лицо, уполномоченное на ее проведение.

2.9. Внести поправки в статью 13 (Врачебная тайна), а именно часть 4 дополнить пунктом 12 и изложить в следующей редакции:

«12) в целях проведения независимой профессиональной экспертизы в соответствии со статьей 76.1 настоящего Федерального закона».

3. В срок до 1 июля 2018 года рассмотреть в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам саморегулирования профессиональной деятельности в сфере здравоохранения», в котором предусмотреть определение Национальной медицинской палаты как единой организации, реализующей функции саморегулирования в здравоохранении, понятие территориальных и профессиональных некоммерческих медицинских организаций – членов Национальной медицинской палаты, учрежденных с целью объединения врачей любой специальности субъекта Российской Федерации, либо с целью объединения врачей одной или смежных специальностей, закрепить обязательное членство врачей в территориальных некоммерческих медицинских организациях – членах Национальной медицинской палаты.

4. Внести дополнения в Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

– в части обеспечения гарантий возврата специалиста, обучавшегося по программе целевой подготовки (введение юридической и экономической ответственности);

– в части обеспечения внеочередного предоставления мест в детских дошкольных учреждениях детям медицинских работников после окончания декретного отпуска.

5.



© 2016, Краснодарская краевая общественная организация медицинских работников.
Все права защищены.
Условия использования материалов сайта.